16.09.2016
Предисловие к новому учебному году
Предисловие к новому учебному году
от сертифицированного тренера УСФУ,
руководителя
Школы Современного УШУ
Клюева Максима.
ПОНИМАНИЕ УШУ
Ушу — буквально переводится как боевое/воинское искусство, но в восточных традициях смысл занятий выходил далеко за рамки вооруженного или рукопашного боя. Если попробовать описать в двух словах: целью Ушу является максимальное повышение адаптивных возможностей индивида.
Именно для ее достижения люди учились боевым искусствам, осваивали умения управлять ресурсами, изучали принципы организации собственного тела и постигали путь гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
В современном мире многие ранее жизненно необходимые навыки утратили свое значение или превратились в спорт, ритуалы и мистику. Но идеологическое ядро Ушу остается, и мы занимаемся переосмыслением этих традиций в свете новых реалий и современных знаний.
Что же наиболее актуально для современного практика? Владение холодным оружием? Навыки рукопашного боя? Шпагат и умение делать сальто? — Вряд ли все это является ежедневным арсеналом «городского воина» в наши дни.
Умение мыслить стратегически и планировать, понимание устройства своего организма и психики, владение техниками управления здоровьем и продления жизни. — этот список кажется более злободневным?
Если да, возможно, вам будет интересно с нами.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ: "ДЕЛУ - ВРЕМЯ"
Мы исходим из понимания индивидуальности пути развития каждого человека и, с этой точки зрения, практика Ушу может быть инструментом для достижения любых целей. Однако, какие бы вы задачи перед собой не ставили: достижение успеха в карьере, гармонизация личных и социальных отношений, приобретение знаний или нового взгляда на мир - путь к любым серьезным достижениям не бывает коротким.
Ведь даже для ответа на самый первый вопрос “Что же мне надо?”, порой, не хватает всей жизни. И фундаментом, без которого невозможно ничего построить, являются навыки управления временем как основным и самым дорогим из ресурсов, которыми мы располагаем. Время - это наша жизнь, продлевая и структурируя ее можно прийти к любым мыслимым результатам.
Поэтому, на наш взгляд, основной арсенал адепта ушу должны составлять техники достижения здоровья и долголетия, стратегическое планирование и терпение.
ПРАКТИКИ
Наша Школа не ограничена конкретным стилем или традицией - мы используем любые эффективные методы, которые соответствуют достижению тренировочных задач и постоянно пополняем практический и теоретический арсенал.
1. Единоборства
Двигательную базу Школы составляют элементы “внутренних” и “внешних” стилей ушу: тайцзи-цюань (семья Ян, Чень), ушу-саньда, цзуй-цюань (“пьяный кулак”) и др. В нашем представлении, распространенная в единоборствах концентрация на спортивных результатах, “прикладной” эффективности или формальном следовании традиции уводит практика от действительно актуальных задач.
Мягкий формат выполнения техник, минимизация полноконтактной работы, условные поединки (туй-шоу - "толкающие руки", ) игровые элементы дают возможность сосредоточится на развитии навыков взаимодействия с окружающей средой (противником), тренировке тонкой координации и реакции. Эти качества с одной стороны должны перенестись в “реальную жизнь” и увеличить личную эффективность и адекватность практика, с другой - обеспечивают комплексную функциональную нагрузку, прежде всего, на мозг, деградация которого является одной из основных причин постепенной утраты здоровья и снижения адаптивных возможностей организма.
2. Общая физическая подготовка
Понятие общей и специальной физической подготовки являются одними из ключевых в нашей Школе. Жизнь устроена так, что с каждым годом мы все больше становимся узкими специалистами - выбираем профессию, встраиваемся в социальную нишу, ограничиваемся несколькими успешными стратегиями поведения и т.д. То же самое происходит и с нашим телом - оно привыкает получать только определенные нагрузки (если получает их вообще). Специализируясь, мы теряем все “ненужное”: незадействованные в передаче сигнала нейроны, неработающие мышечные клетки, не получающие новых вызовов клетки иммунитета и т.д.
Цель ОФП - не “поддержание формы” и не рекреация спортсмена в межсезонье - а обеспечение разнонаправленной нагрузки, способствующей распаковке функций организма из узких ниш. Эта задача очень масштабна, т.к. противостоит одному из фундаментальных биологических процессов, поэтому требует изощренности подходов и существенного объема тренировок. Среди локальных направлений первого этапа: активизация “забытых мышц”, которые есть даже у тренированного атлета, включение двигательных отделов головного мозга через построение новых сенсо-моторных цепочек (“тонких” и сложно координационных движений), всесторонняя проработка метаболических путей и систем энергообеспечения организма.
Практика ушу можно встретить не только в зале единоборств, но множестве других мест - на пробежке в парке, в тренажерном или гимнастическом зале, бассейне. Внешне он будет выглядеть также как и другие посетители - незаметные отличия техники будут отражать специфические цели занятий, например:
- - Бег - не для “похудения” или скорости, а как средство настройки тонкой биомеханики движения внутренних органов;
- - Плавание - как обучение принципам взаимодействия с внешней средой, требующее определенного состояния ума и тонкой чувствительности;
- - Работа с отягощениями, направленная на устранение дисбалансов опорно-двигательного аппарата, развитие “забытых”, но критично важных для здоровья мышц (позвоночника, стопы, тазового дна и многих других).
3. Методы восстановления и саморегуляции
Для того чтобы выжить, воин в древности должен был обладать большим аресеналом техник и знаний о собственном теле. Часто победитель определяется не тем, кто искуснее сражается - а тем, кто умеет восстановиться и адаптироваться.
Вызовы современного мира менее прямолинейны и брутальны, однако последствия их также неотвратимы. Наше тело несет на себе “старые раны” множества битв: начиная от родовых травм и сформированных с детства шаблонов движения и осанки, заканчивая эмоциями и стрессовыми ситуациями, превратившимися в мышечные зажимы и болезни внутренних органов.
Мы учимся компенсировать последствия этих событий на различных уровнях:
- - Техники растяжки и мобилизации суставов для компенсации блоков и дисбалансов тела;
- - восстановление корректных стереотипов постуры (положения тела) и биомеханики (движения);
- - массажные практики (массаж и самомассаж, использование различных подручных средств);
- - Тонкие техники воздействия и саморегуляции - для работы с "блоками" на глубоких уровнях.
4. Лекции
Серьезному практику ушу требуется внушительный объем знаний - основа мировоззрения, фундаментальные принципы и ценности Школы имеют давнюю историю, однако для адекватного восприятия и практики в современном мире нам необходимо использовать другой язык и понятия, нежели адепту из древнего Китая:
- - чтобы понять как работает наше тело, мы изучаем основы анатомии, физиологии и биохимии, уделяя особое внимание комплексному пониманию здоровья как ресурса и причин его утраты;
- - мы пытаемся осмыслить закономерности жизни, изучая окружающий мир, взаимоотношения в природе, ход и законы эволюции;
- - предмет особого интереса - исследование нашего мозга, личности, разума и их взаимосвязей;
- - и, наконец, один из самых важных блоков посвящен стратегии, планированию и работе с личными ресурсами - как стержню любого целенаправленного движения.
С одной стороны, все перечисленное (а это малая часть) может не вписаться в формат жизни и представления о том, чем надо заниматься на тренировке. С другой, перечисляя возможные альтернативы времяпрепровождения, понимаешь, что более приоритетные варианты найти очень сложно - если возможно вообще.